|
При необходимости переездов на лодке на большие расстояния используют гребные лодки пвх и распашные весла, которые укрепляются в брезентовых уключинах.
Размер весел: длина — 150 см, ширина лопасти — 15 см, длина лопасти — 30 см. Диаметр ручки — 4 см, толщина лопасти 1,5 см. Уключины изготовляются из двойной плотной тесьмы и пришиваются к надувному борту. Распашными веслами гребут обычно сидя спиной к направлению движения. Если же приходится ехать вдоль камышей, откуда возможен взлет уток, то гребут от себя, сидя лицом по направлению движения. Услышав шум от взлета дичи, охотник выпускает весла из рук, берет ружье и производит стрельбу, что может быть выполнено очень быстро. ![]() Сборные весла значительно удобней цельных, занимают меньше места и в разобранном виде могут быть использованы как весла-лопатки, а в собранном из трех частей — как шест длиной 2,25 м. Для передвижения с небольшой скоростью применяются небольшие весла-лопатки, которые изготовляются из дерева, фанеры или дюралюминия. Весла-лопатки легко могут быть изготовлены самим охотником, имеют небольшой вес и размеры, могут быть упакованы вместе с лодкой при переездах и являются наиболее подходящим типом весел для охоты с надувной лодкой. КОРМОВОЕ ВЕСЛО Обычное кормовое короткое весло с широкой лопастью, которым гребут с одной стороны лодки, ввиду большой ширины и небольшой длины лодки для езды на надувной лодке не годится. Ниже дается конструкция кормового весла, которая в СССР почти не применяется, за исключением районов Дальнего Востока, где такие весла широко использовались китайцами на морских заливах и бухтах. Стоя на корме большой лодки (шампуньки), один гребец, пользуясь изогнутым кормовым веслом длиной около 4 м и делая колебательные движения поперек направления движения, сравнительно легко ведет лодку, наполненную 10—15 пассажирами или грузом, несмотря на ветер и волны. Принцип такого весла очень интересен, так как при работе им оно совершенно не вынимается из воды. Размеры кормового весла могут быть приняты минимальные. Длина весла 2 м, длина лопасти 70 см, ширина 8—10 см, изгиб лопасти—10—12°. Принцип действия весла основан на том, что при движении изогнутой лопасти поперек направления движения лодки появляется усилие, за счет сопротивления воды, направленное вдоль весла, т. е. по направлению движения лодки. Весло укрепляется в уключине, расположенной в 20 см от центра кормы лодки. Необходимо, сидя в лодке боком или на коленях, делать колебательные движения поперек направления движения лодки с размахом 50—60см, поворачивая каждый раз весло на 100—120° с тем, чтобы каждый раз выпуклая часть весла была обращена в сторону движения лопасти, которая должна быть под некоторым углом, порядка 40—50° к плоскости роды. При этом холостых движений весла, как при любых других типах весел, совершенно не делается. ![]() Парные лопатки делаются из листового железа, дюралюминия или фанеры. Размер лопатки 12X21 см, толщина металла 1 мм, фанеры 5 мм. Наилучшим материалом для лопаток является дюралюминий толщиной 1—2 мм, который не ржавеет, легко обрабатывается и имеет небольшой вес. Металлические лопасти укрепляются к веслу на ось из проволоки диаметром 3—4 мм путем кольцевого загиба выступающих частей лопаток. При фанерных лопастях для их крепления необходимо изготовить специальные парные петли на общей оси. Для того, чтобы лопасти работали правильно, в заднюю часть весла забивают изогнутый гвоздь без шляпки, и скрепляют их шнурком. В 24 см от верхнего конца весла просверливается круглое отверстие диаметром 10—16 мм перпендикулярно плоскости весла. В отверстие вставляется металлическая втулка из тонкого металла (например, медный патрон 32-го калибра), концы которой разрезаются и загибаются. Для укрепления весел-лопаток необходимо устроить ось вращения, которая делается из деревянного бруска диаметрам 3—4 см, длиной, равной ширине лодки с добавлением по 10 см в каждую сторону. На обоих концах оси вырезаются круглые штыри, на которые насаживаются весла и закрепляются шпонками. Для уменьшения трения с обеих сторон на ось насаживаются металлические или кожаные шайбы, и ось хорошо смазывается вазелином. Ось закрепляется неподвижно в уключинах, на нее насаживаются весла, охотник садится в лодку, просовывая ноги под ось и двигая весла взад и вперед обеими руками одновременно, легко и бесшумно передвигает лодку. При этом при движении «к себе» лопатки складываются в одну плоскость, а при движении «от себя» лопатки раскрываются на угол 60—90° и сильно загребают воду, придавая хороший ход лодке. Ось может быть вырезана непосредственно на месте охоты. Гораздо удобней сделать ее сборной из двух частей с металлическими осями па концах. Описанный тип весел весьма удобен и может быть использован как для подъезда, так и для переездов на значительные расстояния. Весла работают по принципу утиной лапки, а всем известно, как хорошо плавают утки. Никто еще не оставил комментарий |
|