|
Схожая форма и у расположенных неподалеку Бань Роксоланы, построенных в 1556 году Сулейманом Великолепным. Сегодня можно купить горящие путевки в Турцию и своими глазами увидеть , что в отреставрированном интерьере бывших бань размещается галерея современного ткачества, главной жемчужиной которой являются ткани ручной выделки и ковры с традиционными узорами.
Над северной частью площади Султанахмет возвышается монументальная базилика Айя-София, или храм Святой Софии, без осмотра которой никто не мыслит себе пребывания в Стамбуле. Айя-София была самым ярким символом Византийской империи - кафедрой патриарха, местом коронации императоров. Свой нынешний вид она приобрела в 532-537 годах, согласно проекту математика Анфимия Тралльского и архитектора Исидора Милетского. Они с честью выполнили поручение императора Юстиниана I Великого (483-565): построить такой храм, который затмил бы собой все предыдущие. В результате их многолетней работы возник собор, который сам император признал лучшим со времен Иерусалимского храма и который на протяжении почти тысячи лет был крупнейшей христианской церковью в мире. После падения Константинополя в 1453 году Айя-София была превращена в мечеть, о чем свидетельствует четыре высоких минарета, а также добавленные к ее интерьеру (в апсиде) михраб, минбар (амвон), ложа султана XVIII века и огромные таблицы с именами Пророка и халифов. В мае 1934 года мечеть была превращена в музей. Здание размером 71 на 77 м подавляет своими размерами. Внутрь можно попасть через Золотые ворота, ведущие в вестибюль, и Императорские ворота, ведущие непосредственно в главный неф, над которыми видна мозаика, изображающая Христа с коленопреклоненным императором Львом VI (886-912). Огромное пространство внутри слабо освещено рассеянным светом. Срединная часть центрального нефа покрыта огромным куполом, диаметр которого — более 30 м. Купол держится на больших, но тщательно укрытых колоннах, отчего создается впечатление, будто он парит в воздухе на высоте 20 этажей над землей. С обеих сторон к нему прилегают два меньших полукупола, накрывающих оставшуюся часть нефа. Ценнейшее сокровище храма, несомненно, мозаики, большинство из которых возникло после периода иконоборчества. В тимпаноне Императорских ворот мы можем увидеть изображение Христа Вседержителя, сидящего на выложенном драгоценностями троне. В апсиде видна прекрасно освещенная мозаика IX века, изображающая Богородицу с Младенцем, а мозаика на галерее под сводом представляет императора Александра во всем великолепии, со знаками царского достоинства в каждой руке. В южной галерее мы найдем мозаику XI века с изображением императрицы Зои, точнее, императорской четы: Константин IX Мономах и его супруга Зоя стоят рядом с Христом, который восседает на троне и благословляет их. Слева от этой мозаики - императорская чета Иоанна II Комнина (1118-1143) с императрицей Ириной, их благословляет Христос в образе Младенца на руках у Богородицы. Самая известная мозаика, относящаяся к величайшим византийским произведениям искусства (хотя, увы, не сохранившаяся полностью), — это мозаика Деисус XIII века, изображающая Христа Вседержителя с Пресвятой Богородицей по левую руку и с Иоанном Крестителем по правую. Напротив Айя-Софии возвышается построенная в XVII веке Голубая мечеть с 6 стройными минаретами и бесчисленными куполами и полукуполами. Она должна была затмить изяществом формы стоявшую напротив базилику и стать главной мечетью Османской империи. Здание, построенное в форме квадрата со стороной почти 50 м, накрывает огромный купол диаметром более 20 м. Стены и галереи выложены изнутри голубыми керамическими изразцами с растительными мотивами, а полы застелены искусными коврами ручной работы. Михраб и богато покрытый золотом минбар выполнены из белого мрамора, а полы рядом с ними устланы мягкими красными коврами. По соседству с мечетью мы можем увидеть здания медресе, а также увенчанный куполом величественный мавзолей, где покоится султан Ахмет и его семейство. В юго-восточной части двора разместился павильон султана, в котором устроен Музей ковров, собравший коллекцию ручных изделий — с XIV века до наших дней - со всей Анатолии. ЗАПРЕТ НА ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ ОБРАЗОВ Иконоборчество - это религиозное движение, которое развернулось в Византийской империи в VIII-IX веках и привело к гибели множества бесценных произведений церковного искусства: иконостасов, фресок и даже монастырей. Лица, поклонявшиеся иконам, подвергались преследованиям. Первый период иконоборчества пришелся на 726-787 годы. Его инициировал император Лев III, приказавший уничтожить образы Христа, Девы Марии и святых и запретивший поклонение иконам. Никейский собор в 787 году вновь разрешил поклоняться святым изображениям, однако в 813 году император Лев V возобновил движение иконоборчества в еще более острой форме. Это продолжалось до 11 марта 843 года, когда в соборе Айя-София было провозглашено возвращение к поклонению иконам. В память об этом событии первая неделя Великого Поста в православной церкви празднуется как Торжество Православия. МЕНЬШЕ МЕНЬШЕГО Сегодняшний Стамбул - это город, в котором мусульманская традиция соединяется с европейской современностью. С точки зрения национальности населения он уже не столь разнороден, как в начале XX века, когда каждый второй житель имел турецкое происхождение. После падения Османской империи в 1922 году к власти пришли националисты, и начался первый исход нетурецких жителей города. Сегодня греческое, армянское и еврейское меньшинства образуют в сумме лишь 20-30 тысяч человек, а еврейский и греческий кварталы в значительной степени опустели и утратили былое величие Никто еще не оставил комментарий |
|